Электронные сигареты – это же «модно», как бы странно это не звучало!
Их легко купить, их разрешено курить в закрытых помещениях, они не имеют неприятного запаха, они имеют приятный вкус, аромат, сами они выглядят, как стильный, яркий аксессуар. Как ни крути, привлекательно со всех сторон. Образ курящего человека в медиа пространстве – это некий статус «успешности», новая эстетика. В фильмах и сериалах все брутальные, сильные мужчины курят, все изысканные красивые женщины – героини с идеальным маникюром и тонкими пальцами – курят. Все трудные жизненные ситуации актеры с экрана переживают с помощью сигареты, оставшись один на один со своими мыслями…Все эти образы и картинки неокрепший мозг подростка воспринимает за «чистую монету».
Над тем, чтобы «вейпы» стали привлекательными для подростков и получили повсеместное распространение, работают тысячи сотрудников табачных компаний, зарабатывающих на этом миллионы.
Современные подростки – это первое поколение, которое курит вейпы, и что будет с их легкими, и вообще, с организмом в целом через 10-20 лет, никто не знает. Можно предположить, что наши дети – это площадка для экспериментов по возможностям и реакциям организма.
Подростки хотят поскорее повзрослеть. Гормональные изменения в организме подростка приводят к тому, что его эмоциональное состояние становится очень неустойчивым. Подростки очень вспыльчивы, остро реагируют на критику, все воспринимают болезненно, все неосторожно сказанные фразы родителей и учителей их очень задевают. Им хочется быстрее вырваться из-под опеки родителей и учителей, вечных назиданий и нравоучений.
Курение (парение) для подростка – это выход, это иллюзия самостоятельности, свободы выбора, взрослости. «Курить или нет – это мой выбор, мое мнение, это мое тело, мое здоровье, я с ним делаю все, что хочу вам назло». Но действительно ли это свобода и выбор подростка? Критичность мышления у подростков еще не развита, к сожалению, пока они не понимают, что становятся заложниками табачного бизнеса и вовлекаются в зависимость.
В нашей школе в октябре 2024 года проводился анонимный опрос подростков 13-14 лет среди учащихся 7-х, 8-х классов на предмет изучения причин, по которым ребята начинают курить. Были получены следующие результаты.
На I месте: Желание быть крутым и взрослым;
На II месте: Желание быть в компании «своим», быть как все, не способность противостоять групповому давлению;
На III месте: Желание таким образом справиться со стрессом, непониманием окружающих, близких.
К сожалению, если у подростка проблемы с самооценкой, с коммуникацией, самоценностью, если дома непонимание со стороны родителей – то он будет курить. Если ребенок находится в ситуации, где надо что-то доказывать, надо самоутверждаться – то подросток будет курить.
Именно поэтому, для родителей, узнавших, что ребенок курит, важно не наказывать, кричать или лишать всего, чего только можно, а разобраться, что же такого происходит в его жизни, почему их ребенок держится за сигарету или вейп, как за «спасительную соломинку».
Важно научить ребенка владеть иными способами успокоения в стрессовой ситуации, иными способами привлечения к себе внимания. Как быть «своим» в компании, завязать разговор, занять себя от скуки социально приемлемыми способами.
Важно работать с коммуникативными навыками подростка, чтобы сигарета не была единственным «билетом» в мир межличностного общения. Показать, что он может быть ценен сам по себе, а не за то, что он делает то, что одобряет его компания. Нужна ли ребенку компания, основная задача которой саморазрушение. Важно научить ребенка анализировать свои действия и выстраивать причинно-следственные связи.
Дети очень быстро втягиваются в зависимость. Нервничают, если потеряли вейп, если он разрядился. Если его «изъяли» в школе, то где взять деньги на новый? Все раздражает. Подростки сами замечают частые головные боли, вялость, усталость, невозможность на чем-то сконцентрироваться, уходят энергия и силы. Вейп становится продолжением руки, без него не начинается день, парение становится каждодневным ритуалом. Это что-то неизменное, стабильное, что всегда рядом в быстро меняющемся мире.
Многие подростки прекрасно знают состав жидкости для вейпов, но если спросить подробнее про каждый компонент в отдельности, про степень его безопасности – теряются.
Глицерин, пропилен гликоль, ароматические масла, вода, никотин, консерванты, вкусовые добавки – это неполный список состава курительной жидкости.
Одним из проблемных компонентов является – глицерин. При другом варианте использования он относительно безопасен. Глицерин – это плотный жироподобный элемент, который попадает между ресничками эпителия в бронхах, закупоривает бронхиолы. Реснички стагнируются (склеиваются) и перестают совершать двигательные движения, необходимые для самоочищения легких. В этот момент любые микробы могут попасть и остаться в легких, вызвав воспаление (тяжелейшие пневмонии, вплоть до летального исхода).
Температура горения при курении обычной сигареты с выделением дыма приблизительно 800-1000 градусов, когда табак сгорает, и при охлаждении не собирается обратно в сигарету.
В то же время, температура, при которой жидкость в вейпе испаряется в виде аэрозоля – 350 градусов. При охлаждении аэрозоля (в легких) он преобразуется обратно частично в жидкость (жиросодержащие капли). Жидкость в легких воспринимается как инородное тело, как микроб, и легкие подключают иммунную систему, вырабатывается иммунный ответ – воспалительный процесс, что приводит к липоидной пневмонии. Парение вейпов иссушает легочную ткань, слизистую оболочку дыхательных путей, что облегчает проникновение в них инфекций.
Возможные алгоритмы борьбы с подростковой зависимостью:
-Родители детей сами не должны курить, демонстрировать здоровый образ жизни (заниматься спортом, гулять в лесу, ходить в баню, кататься на лыжах, читать и т.д.)
-беречь доверительные отношения с ребенком. Запреты и угрозы – неверный путь. Важно показать ребенку, что вы его любите, вы на его стороне, даже если узнали, что он курит. Показать ребенку, что вы готовы бороться не против него, а с ним против зависимости.
-Выписать на листок вместе с ребенком «+» и «-» курения, обсудить это.
-Если ребенок понимает, что это зависимость и он готов с ней бороться, помочь ему в этом.
Заменить вредную привычку:
1.Хочешь покурить – отожмись, пробегись.
2.Хочешь покурить – съешь морковку, яблоко.
Придумать вознаграждение для ребенка:
1.Бросишь курить – поедешь на море.
2.Бросишь курить – купим новый велик.
Показать ребенку выгоду:
1.Бросишь курить – сможешь откладывать деньги на более нужные для себя вещи.
2.Будет больше энергии и сил для интересных занятий.
Способность бросить курить должна выглядеть для подростка, как челендж, вызов, «слабо».
Бороться с вредной привычкой вместе с ребенком, когда родитель – курильщик сам признает наличие у себя зависимости.
С уважением, педагог – психолог МБОУ Одинцовской СОШ №1 Тишанинова В.Ю.