Казалось бы, что тут может быть нового, ребенок в пятый раз идет в школу 1 сентября? За плечами начальная школа, дети уже все знают, умеют, самостоятельные, научились учиться, знают, что будут задавать домашнее задание, понимают, что его нужно выполнять, с учебным режимом знакомы, у них уже есть школьные друзья. Родителям можно успокоиться и расслабиться, но нет… 5-й класс – это непростое время, когда ребенок входит в подростковый возраст.
Давайте попробуем разобраться, что же это за возраст такой, когда ваш ребенок уже не ребенок, но еще и не подросток в полном смысле этого слова. Это так называемый – предподростковый возраст.
Последние исследования в области возрастной психологии говорят о том, что рамки подросткового возраста сильно расширились, считается, что он начинается уже к 10 годам и заканчивается примерно к 24. Становится очевидным, что это достаточно длинный и непростой период в жизни ребёнка.
Как же родителям понять, начался ли у детей подростковый возраст? Следует обратить внимание на следующие индикаторы:
1.Родители в разговоре с ребенком перестают чувствовать себя комфортно. Ребенок начинает «хамить».
2.Ребенок начинает отстаивать свое мнение и свои права.
3.Ссоры с родственниками становятся почти ежедневными.
4.Ребенок игнорирует просьбы, настаивает на своем.
5.Дети забывают о чем-то важном для родителей и совсем не важном для них.
6.Начинают плохо учиться, не выполнять домашнее задание.
Еще вчера ваш малыш был послушным и веселым, соглашался на все ваши предложения, был рад любому похожу с родителями к бабушке, в парк, в магазин и в цирк. Теперь ребенок меняется, начинает говорить, что больше ему это не интересно.
На фоне происходящих гормональных изменений ребенок в этот период решает 2 важные задачи возраста:
1.Необходимо разобраться со своих телом, внешностью, ведь они начинают меняться. В это время формируется образ тела и остается с человеком на всю жизнь. Нравится ли нам наше тело или мы его стыдимся, от этого будет зависеть наша дальнейшая успешность.
2.Начало сепарации (отделения) от родителей. Родители низвергаются с олимпа Богов.
Раньше родители были лучшими во всем, примером, сегодня они больше не авторитеты. Слово родителей больше не закон. Дети начинают понимать, что родители не идеальны, совершают ошибки, не всегда могут разобраться в своих личных отношениях, ведут неправильный образ жизни и т.д. Дети начинают указывать родителям на их ошибки, уличать их во лжи, подвергать сомнению их опыт. Часто родители сами переходят дорогу в неположенном месте, нарушают правила ПДД, подолгу засиживаются в социальных сетях и т.д. У детей появляются новые авторитеты, чаще это сверстники, «звезды» сцены, блогеры, старшие товарищи.
В подростковом возрасте меняется ведущая деятельность, учебная деятельность сменяется межличностным общением со сверстниками. Наличие друзей и времяпрепровождение с ними – обязательная составляющая для нормального развития психики подростка.
Для подростков становится очень важна сфера успешности. Если в школе есть трудности, то ребенок должен обязательно чувствовать, что успешен хотя бы где-то: в спорте, в музыке, дома, помогая отцу или матери, в компании сверстников.
Невероятно важной становится тема справедливости, ее нарушение вызывает огромную степень возмущения. Дети активно борются с несправедливостью этого мира, хотя критическое мышление еще не развито и им трудно отличить действительно принципиальные моменты от пустяковых.
Дети в этот период особенно эмоциональны и все ссоры сопровождаются криками, воплями и обвинениями.
Это важный возраст для формирования самооценки ребенка, когда закладываются основные программы, убеждения, ценности, установки, с которыми он пойдет по жизни. Дети осваивают нормы и правила через новый опыт, пусть и не всегда позитивный.
Основные страхи этого возраста связаны с социумом, со сверстниками, с «чужими» взрослыми. Дети боятся, что будут не приняты группой, переживают по поводу того, что о них думают другие, боятся публичных выступлений, осуждения и оценки окружающих, боятся, что могут быть нелюбимы значимыми взрослыми.
Предподростковый и подростковый период – время, когда в жизни ребенка могут появиться «плохие компании», в которые ребенок «бежит» за поддержкой. Причины появления «сомнительных компаний»:
-как протестное поведение, когда родители слишком строги, авторитарны и предъявляют ребенку повышенные требования.
-когда ребенку дома плохо, некомфортно, он не чувствует любви и заботы, когда родители заняты выяснением своих личных отношений или «живут» на работе, сводя общение с ребенком к формальному.
А что же в школе?
-Как правило, состав класса меняется, появляется много новых одноклассников. Надо заново проявлять себя, находить свое место в классе, постоянно находясь в условиях конкуренции.
-В школе возрастает нагрузка на психику ребенка. Это так же связано с потерей статуса. Заканчивая начальную школу, ребенок был самый старший в этом звене, теперь, при переходе в среднее звено, на другой образовательный уровень, он снова самый маленький.
-Появляется много новых учителей вместо одной учительницы начальных классов, которая выполняла роль «учителя», «воспитателя», «советчика», «второй мамы». Новые учителя все разные, со своим характером, требованиями, ожиданиями, стилем преподавания, опроса. К этому трудно привыкнуть. Дети часто выбирают учителей, которые им больше нравятся, и занимаются по их дисциплинам гораздо лучше, чем у тех, кто им менее симпатичен, снижается общая успеваемость. Тем самым они себя лишают возможности получить хорошее образование в той или иной сфере.
-Кабинетная система, свобода передвижения по школе, меньший контроль. Многих детей это расслабляет, они перестают чувствовать ответственность за свою самостоятельную учебную деятельность.
Рекомендации для родителей.
– Понимание того, что этот возрастной период не бесконечен и пройдет, должно несколько снизить тревогу родителей.
– Необходимо создать ребенку дома «базу» для нормального психического развития. Семья, дом – это место, где уютно, комфортно, безопасно.
– Детям необходимы доверительные разговоры с родителями, в которых можно обсудить все волнующие ребенка вопросы, касающиеся внешности, изменений тела, внутренние ощущения, страхи и опасения. Родителям следует поддержать своих детей, говоря о том, что это нормально, так было и у них, без осуждений и назиданий. Родителям важно найти для этих бесед время, и провести его только с ребенком, ни на что не отвлекаясь.
– Родителям необходимо поддерживать и поощрять ребенка. Избегать общих формулировок «ты молодец», «умница». Лучше хвалить за конкретные проявления: «Ты помыла посуду, тарелки блестят», «Купил молоко для бабушки, ты очень заботливый» и т.д. Таким образом, ребенок определяет, что социально одобряемо в обществе, а что подвергается осуждению. Тем самым ребенку легче скорректировать свою самооценку.
– В предподростковом возрасте детям очень важно взаимодействие с родителями в серьезных вещах, имеющих практическое применение, конкретный результат: сварить борщ с мамой, накормить семью, починить машину с отцом, повесить полку и т.д.
– В трудных жизненных ситуациях родители должны оказывать ребенку эмоциональную поддержку, дать совет при необходимости, но не решать проблему за ребенка.
– Любые рекомендации родителей по решению какого-либо вопроса обесцениваются детьми. На этом этапе более эффективным будет привлечение и помощь «чужого» взрослого. Это может быть дальний родственник, старшая сестра подруги или школьный психолог. Их советы помогут ребенку избежать необдуманных поступков.
– 11 лет, это время прощания родителя с ребенком, дальше он отделяется и становится на путь взросления. Для многих родителей этот период достаточно болезненный.
Ребенок входит в такой период, когда он должен разрушить отношения с родителем и построить новые, но уже на других условиях, правилах игры. Только так он сможет стать самостоятельным, добиться успеха, прийти к своей цели.